Захотелось мне сегодня узнать подробнее кто такие столпники. Не знаю почему, просто услышал где-то, или прочитал мельком, в общем, промелькнуло где-то и запало в голову «столпник». Сразу предупреждаю, я не верующий и прошу извинения у верующих, за несколько вольный стиль изложения. Ну как сказать? С детства я вот такой: «Хочу, всё, знать». Итак, что же я узнал? Оказывается столпники, довольно почитаемые в православной церкви святые, о чём говорят многочисленные иконы, как старинные, так и более поздние. Стоило мне только набрать в «поисковике» слово столпник.
Так кто же они такие, столпники? Обратимся сначала к словарям.
Толковый словарь русского языка Ушакова
СТОЛПНИК, а, м. (церк. истор.).
Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе или затворившийся в маленькой башенной келье
Википедия
Столпник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).
Обычно, их так и изображают, на столпе в виде колонны, я его для себя так и назвал «столп-колонна», или на столпе в виде башни, о чём говорят изображаемые двери на «столпах-башнях».
Встречаются изображения и столпов с кельями на верху
Поскольку «википедии» полностью доверять нельзя, а тут ещё мне встретился и столп изображённый в виде дерева, мне, естественно, захотелось узнать, почему именно дерево и кто он такой – Столпник Давид Солунский, изображённый на фреске. Я обратился к другим источникам.
Согласно т. н. анонимному Житию Давида Солунского созданному в 718-720 гг., преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов, в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор, пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиепископ Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных.
Действительно, сие иначе как подвигом назвать нельзя.
А что же упомянутый выше Никита Столпник?
Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.
Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.
Сейчас мощи святого Никиты Столпника почивают в раке возле алтаря в Благовещенском храме. Тут же висит часть его железных вериг - крест (раза в два-три больше священнического) и два креста поменьше, скрепленные цепью.
Ну что ж, кто такие столпники мне стало понятно. Вот только слово «фанатик» в словаре Ушакова смущает, как-то в современной интерпретации звучит грубовато. И вот ещё, на фреске в храме Илии пророка в Лесном, Никита столпник, изображён на столпе сложенном из брёвен, может иконописец хотел в этой фреске отобразить название посёлка – Лесное (трудно изобразить столп в виде ямы), или иконописец хотел отобразить именно русскую деревянную архитектуру?
А почему его не изобразили на столпе в виде колонны? Ответа я не нашёл. Но посмотрим на другие иконы и фрески. Вот уже упомянутый выше столпник Давид и Симеон. Давид на «столпе-дереве», а Симеон на «столпе-колонне»
Кто такой Симеон?
В стране Каппадокийской, в селении Сисан, жили христиане Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею крещения…
… Как реки, стекались к Симеону различные народы и племена: приходили к нему из Аравии и Персии, из Армении и Иверии, из Италии, Испании и Британии. Так прославил Бог прославлявшего Его. Когда же собралось к Симеону такое множество народа и все старались прикоснуться к нему, принимая от него благословение, блаженный стал тяготиться таким почитанием и беспокойством. И изобрел он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нем. Поставив такой столп, он устроил на нем тесное жилье в два локтя, и стал здесь проводить жизнь свою в посте и молитвах. И был он первый столпник. Столп имел в высоту шесть локтей, и святой Симеон простоял на нем несколько лет. После высота столпа доведена была до двадцати локтей, а затем - и до тридцати шести. Так преподобный, столпами различной высоты, как лестницами, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождем и палимый зноем, а зимой терпя стужу…
Ну что ж, думаю не просто так иконописец изобразил одного именно на «столпе-колонне», а другого на «столпе-дереве».
А вот ещё, почему-то редко упоминаемый, Столпник Пётр.
Думаю что если бы не Храм во имя св. Петра столпника, стоявший на родине Пётра Павловича Ершова (1815-1869), автора знаменитой сказки «Конёк-горбунок», я вряд ли бы на него наткнулся, на просторах Интернета.
Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания в его письмах к родным и друзьям 22 февраля – дня его рождения, совпадающего с днём его именин и даже 22-го числа других месяцев. К примеру, в письме к жене от 23 ноября 1858 года Ершов, в ту пору директор училищ всей Тобольской губернии, пишет следующее: «Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске. Это последний город настоящего моего маршрута, и потом к вам, обнять тебя и милых детей. Из Ишима я выехал в субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течении трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ, примерно, до 800), что в 3 года составит до 2500 р.с. Моё дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали то самое, где был комиссарский дом, т.е. именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место рождения и восхвалится имя моего Святого. Не даром же в нынешнем году в календаре в первый раз упомянуто имя его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22 число (припомни – 22-е, а не другое) одним из приятнейших дней моей жизни».
Мир Господень так чудесен!
Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен
Западёт тогда мне в грудь!
Я восторгом их обвею,
Слёз струями напою,
Жарким чувством их согрею,
В русской речи разолью.
Но меня здесь заинтересовала икона, а точнее необычное изображение «столпа-башни».
А вот и знаменитый Феофан Грек. На фреске, у каждого из троих святых, столпы изображены по разному. (?)
С архитектурной точки зрения, их формы, совсем не характерны для Русской архитектуры того времени, скорее всего, отображают древне Римскую или Ближневосточную.
А вот интересная миниатюра из Минология Василия II.
Здания Ближневосточной архитектуры и люди в чалмах, которые пришли к столпнику Симеону толи за советом, толи за исцелением, а справа седой мужчина с посохом явно европейской внешности, просто внимательно слушает. А вот «столп-колонна», ну точь в точь колонна Марка Аврелия или колонна Трояна в Риме, даже перила нарисованы. Кстати эти колонны внутри имеют винтовые лестницы для подъёма на площадку.
Где-то я слышал, что лестницы якобы для того, чтоб зажигать огни на верху. Для чего? Освещать площадь, слишком высоко. Использовать в качестве маяка? Зачем он в Риме. А вот о чём-либо вещать с них точно можно было. Ведь именно так и устроены минареты.
Кстати, посмотрим и на минареты.
Кажется, всё встало на свои места. Столпы это и есть минареты. Или, минареты это те же столпы. Это уж кому как угодно. Для меня остался не решённым один вопрос. Почему об этом молчит Церковь?
А что было раньше: «Курица или яйцо?»
Позволю себе немного «арифметики», поскольку не нашёл точной даты рождения столпника Симеона, как утверждается, основоположника столпничества (да собственно и не искал). В описании его бытия (www.pravoslavie.uz) есть такая фраза: «Преставился преподобный в царствование Льва Великого, в 4-й год этого царствования». Святитель Лев Великий, (родился в 390 году — умер 10 ноября 461) — папа римский с 29 сентября 440 по 10 ноября 461. Ислам, как мировая религия, зародился в 7 веке н.э. (думаю с этим, ни кто спорить не будет). Значит, строить минареты и вещать со «столпов» они переняли у Христиан. Интересно, а нет ли столпов у самой древней мировой религии, Буддизма (зародилась в 5 веке до н.э.)
Да сколько угодно, как древних, так и «современных». Делаю вывод: «Столпы появились задолго до столпника Симеона, и предназначались именно для публичного вещания». Ну что-то не вяжется версия, что мол, чем выше, тем ближе к Богу. Бог и так всех слышит. Больше подходит, чем выше, тем больше народа услышит вещающего.
А почему столько много похожих названий?
Самарра - небольшой городок, расположен в 120 км к северу от Багдада.
Правда в нашей, Российской, Самаре нет Вавилонской башни, но зато много других храмов, тоже с великолепной архитектурой, например этот.
А эта фотография из Пензы
Не правда ли напоминает Пизу
А что, колокольни в христианских храмах, разве это не столпы? Выполняют-то ту же функцию. А пагоды?.. Что-то мне сдаётся, что религия когда-то была одна, на всех, и поэтому нет смысла искать, кто у кого что перенял. А вот по чему разделились? Пока, для меня, вопрос остаётся открытым. Церковь хранит гробовое молчание, а что пишут другие «теоретики», вроде меня, я пока воздержусь цитировать.
P. S.
СТОЛПНИК - святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига - стояние на «столпе» (каком-либо возвышении) для углубленной молитвы. Основатель столпничества - сирийский монах Симеон Столпник (ум. 459), подвизавшийся на столпе более 30 лет.
Как основателю столпничества, Симеону Столпнику, наверное, посвящено больше всего икон и фресок, но я не встретил ни одной, где бы он был «подвязан» к столпу. Везде изображён вещающим с башни.